Одними из первых мною опробованных жанров игр были платформеры и квесты. Залипать на офисном пк в простенькие проекты было замечательно. Даже спустя время любовь к жанру не ослабла.
Издатель HeroCraft может быть вам известен большим количеством indie-игр, проектами мобильного сигмента и активным сотрудничеством с отечественными разработчиками. Новый проект Odysseus Kosmos and his Robot Quest от команды Павла Костина предлагает нам классический Point’n’Click квест с поиском и использованием предметов, изучением локаций научно-исследовательского корабля Сан-Франциско. Поэтому брать на обзор нового (отечественного!) представителя жанра было лишь вопросом времени. И вот он – Одиссей Космос и его робот Квест.
Суть
«Что делать, если ты – единственный человек на космическом корабле? Команда несколько лет назад отправилась в странную исследовательскую экспедицию, оборудование стало барахлить, а на борту, кажется, появились гости.»
Такое, непривычное на слух название (мне лично казалось, что это никак не имя глав. персонажей) преподносит нам действующих лиц:
Одиссей Космос – бортовой инженер, расово негритянской наружности, оставленный своей командой по долгу службы. Беспросветный раздолбай, эгоист, лентяй, халявщик, любитель пончиков. Выполняет свою работу абы как (на чём и построены шутки/задачи). Т.е. заварить кофе в атомном преобразователе для него в порядке вещей.
Робот Квест а.к.а Бартон – чувственная, исполнительная, уступчивая, добрая машина, поставленная в присмотр за кораблём и Одди, чтобы хоть что-то осталось в целостности.
По сюжету, наш корабль находится где-то на орбите возле чёрной дыры и ждёт возвращения исследовательской команды. И пока они где-то там, мы разгребаем свои проблемы здесь. Одди почти все время проводит в лаборатории, занимаясь чем-то интересным для него самого, да и из которой ему просто лень выходить. Что контрастирует с Бартоном – робот всегда следуют правилам и указаниям, даже своего хозяина.
Но во время прохождения я поймал себя на мысли, что робот руководит ученым, потому что дает ему различные задания. Вообще, вся игра из себя представляет решение каких-то бытовых задач.
В большинстве эпизодов, все действия происходят в Сан-Франциско с сопутсивующим бытом, поэтому не разгуляешься (фантазии о бескрайнем космосе и планетам — мимо). Пример: Одди забыл пароль от терминала или забыл куда положил ключ-карту. Найдите её, попутно что-нибудь починив сломав.
Весь (почти) сюжет наполнен юмором, иногда несмешным, хотя это зависит от восприятия играющего, который читает весь этот текст. Взаимоотношения Одди и Бартона хорошо прописаны, они то подстёгивают друг-друга, то иронизируют.
Порой их общение напоминало остроумные диалоги в стиле дуэлей Monkey Island. Первые 3 эпизода (в пилоте кол-во шуток на кусок текста просто зашкаливает) полны лулзов, складывается ощущение, как-будто игра и создавалась ради них. Потом мы проходим игру дальше, шуток всё меньше, сюжета всё больше. И всё мигом вываливается на нас в 5-м эпизоде, что вызывало у меня больше вопросов, чем ответов.
Осторожно, пиксели
Первое, на что мы обращаем внимание – визуал. И как же он хорош. Если вы знакомы с квестами LucasArts и Sierra On-Line, то сразу узнаете знакомую проработку картинки, которая не прямо точь-в-точь следует им, но видеть отсылку на жанровую классику всегда приятно. Интерьеры в ретро-футуристическом стиле, антураж которых напоминает мне Space Quest, с качественной проработкой. А главное, что глаз не режет.
Сразу можно и обсудить музыкальное сопровождение. Саундтрек мне совершенно не запомнился, что-то играло на фоне, да и ладно. Но почему-то музыка иногда просто перестает играть, пока не перезайдешь, или наложится друг на друга. Мэшап с оффбитом получается.
Заглав. тема – вы запомните её. Я вот точно её запомнил, т.к. играла в конце каждого эпизода, в титрах, в заставке. Только будьте осторожны – певица может заорать.
Озвучка тут специфичная. Это набор звуков, больше похожий на выкрики, имитирующие речь в Banjo-Kazooie, чем что-то внятное.
Строем, ломаем
Приятная особенность квеста на свиче – отметка всех интерактивных элементов на экране, поэтому возиться с лупой в мешанине из пикселей геймеру не придётся. Но что точно придется, так это переключаться между ними с помощью шифтов/бамперов (Zr/Zl), что сначала меня утомляло и вызвало недоумение, почему не прикрутить возможность сенсорного управления? После смирения, мы пользуемся кнопками активных действий, наведясь на точечку:
У – потрогать
В – осмотреть
А – взаимодействие предмета с активной точкой
Х – объединение предметов в инвентаре
ВАЖНО: для экономии вашего драгоценного времени и удобства, вы можете пользоваться быстрой телепортацией, а не глазеть, как Оддисей неспешно идёт до двери. Магия в кнопке: выберите дверь как активную точку и нажмите В.
Как я писал выше, мы решаем бытовые задачи, в основном это — починка системы корабля. Кроме классических заданий, связанных с поиском, комбинированием, сбором различных предметов, присутствуют, куда же без них, головоломки и мини-игры. От самых простых до заставляющих вас потупить. Приятно, что задания пытаются быть оригинальными и не повторяются, но логика их действий часто бывает неочевидной. И от безысходности ты тыкаешься во все активные точки подряд.
Узнали? Согласны?
Помимо лулзов, игра полна и отсылок. Мы же все любим отсылки. Фильмы, сериалы, книги, игры. Конечно, всё в двух темах – космос и футуризм. Самое очевидное – рыжий кот Джонси, прототип которого тоже рыжий котик Джонси, но из фильма «Чужой». Остальные мелькают в фразах, окружении, деталях и предметах.
Бартон, у нас проблемы
Проблемы с сюжетом опустим, напрягают меня больше проблемы в геймплее. Кривое срабатывание захвата движения со стика. Сложно, сейчас объясню: На игровом экране негласно очерчена зона вашего передвижения. Вы не можете сразу понять, могу ли я подойти к тому объекту в плотную или нет. Как это было у меня: я мог вплотную встать около стены, и не выбраться сразу из неё. Либо игра не реагировала/не давала мне пройти, либо я не знаю.
Автосейв работает лишь на чекпоинтах, поэтому лучше сохраняйтесь. А когда был/будет чекпоинт – лучше не рисковать (я так сохранение уже потерял с прогрессом всего эпизода).
Подвисание ваших выполняемых действий. Ты выполнил/забрал что-то и не можешь сразу двигаться, нужно выждать секунду-две и тогда ты станешь свободен.
Давно у меня не было багов без возможности прохождения далее. В 4-м эпизоде есть задание «Обыграть Сэма в состязаниях». Одно из них – попасть мячом в ворота. Нужно отбить мячом другой мяч, чтобы обмануть Сэма и выиграть. Я положил мяч №4 на землю, откинул его и не смог больше поднять. Мяч №3 (которым я должен отбить 4-й) не хотел функционировать, выдавая мне фразу «Не отдам, не хочу терять». Для него нужен мяч №4. И откат сохранения не сделать, т.к. автосейв был проложен прямо после моих действий. Обидно ☹ Баги не критичны, но неприятны.
Что действительно отвратительно, так это последняя мини-игра. Какой “умный человек” посчитал, что засунуть игру про ультразвук – это прекрасная идея? С помощью коммуникатора вам надо то ли подносить его в центр, то ли ловить волны, до сих пор не разобрался. Засчитываются они производно, а всё это для того, чтобы заполнить шкалу. Шкала, в свою очередь, убегает быстрее, чем вы её заполняете. Мало того, что мини-игра не понятна и сама игра не намекнёт вам, что же вы творите не так. Нужно двигать, нужно ловить, держать порядок волн у себя в голове, найти точку соприкосновения? Но это не пик комедии. Отложив геймпад от бессилья, ИГРА МЕНЯ ПОЖАЛЕЛА И ДАЛА ВОСПОЛНИТЬ ШКАЛУ САМА. Я в этот момент к геймпаду не прикасался. Чудо? Возможно.
Итог
Если вы являетесь поклонником классических квестов и вы просто кайфуете от жанра, то Odysseus Kosmos and his Robot Quest может станет приятным развлечением на пару и более вечеров, с комфортным прохождением в портативе, благо текст не мелкий. Отпугнуть может затянутость сюжета и концовка, неочевидность некоторых загадок и тех. проблемы, которые я описал. Но это ламповый, идейный, красивый, незамысловатый, весёлый, отдающий стариной квест для любителей тематики данного жанра. Если вас это хоть сколько-то притянуло, не проходите мимо. Вам понравится время, проведённое за игрой.