X-Com – классическая пошаговая тактическая игра, о которой вы, скорее всего, успели услышать немало. Она является знаковой для жанра — настолько, что серия до сих пор живет, хотя начала свой путь аж два с половиной десятилетия назад. Именно с ней до сих пор сравнивают всех представителей этого жанра, а описать каждый из них можно одной фразой — «Xcom, но по-своему». Теперь же вторая часть перезапуска основной серии добралась до нашей консоли… Насколько всё хорошо? Или, лучше сказать, насколько всё плохо? Разберёмся изнутри.

Для новичков в серии следует вкратце рассказать об игре и отметить, что если весь жанр прошел мимо вас — вы буквально не имеете права упустить этот порт. Он не только принесёт вам множество приятных эмоций, но и познакомит вас с обширным жанром, который представляет из себя современные шахматы.

Примерно эту картину вы будете наблюдать большую часть времени игрового процесса.

Во всей серии игр, начиная с самого начала, коренной геймплей остается неизменным — вы контролируете определенную группу солдат, которые борются с инопланетным вторжением в тактическом режиме, попутно с этим развивая свою базу. Но у Xcom 2 есть разительное отличие от первой части — здесь вас с самого начала ставят перед фактом, что пришельцы уже одержали победу, и на момент игры Земля является оккупированной территорией.

Xcom, каким он был представлен нам в прошлых частях распущен, а остатки организации перебиваются ворованными ресурсами и ограниченной поддержкой неравнодушных. Начинать с нуля всегда трудно — и это не исключение. Теперь у вас нет готового финансирования, бонусов от территорий или неограниченного количества новобранцев — всего нужно добиваться самому, расширением базы и получением доверия и уважения ячеек сопротивления. Добро пожаловать в реальный мир.

Но ведь Xcom 2 продается на консоли не отдельной игрой, а неким особенным изданием под названием Collection? Почему мы рассматриваем это как одну игру? Всё просто — сама по себе «коллекция» включает всего одну игру — Xcom 2, зато, кроме этого, содержит в себе несколько косметических дополнений, и, самое важное — War of the Chosen — огромное дополнение, меняющее игру до неузнаваемости. Перед запуском игры вы можете выбрать, какую версию игры запустить — с DLC или без него, и поверьте мне — это две разительно разных функции.

В War of the Chosen представлены многие изменения в балансе, добавлены дополнительные правила, события, классы, и множество всего остального, что превращает Xcom 2 в совершенно другую игру. Именно поэтому сборник имеет выбор версии, и, что немаловажно, — отдельные сохранения для каждой. Тем, кто хочет сначала освоиться в игре и только потом перейти к активным действиям следует начать с обычной версии Xcom 2. Тех же, кто хочет сразу окунуться в гущу событий с нетерпением ждёт War of the Chosen.

Два враждующих персонажа — просто ширмы для того, чтобы представить игроку новые для игры классы.

Несмотря на то, что Xcom всегда был заточен под управление с мыши, или, дай бог, сенсорного экрана (функция использования которого на консоли Nintendo отсутствует), на любых контроллерах он играется крайне хорошо — отчасти из-за совершенно элементарного геймплейного ядра. Управление на Switch не исключение — оно выполнено действительно удобно и не заставляет перестраиваться под новый тип, если ранее вы имели дело с серией на других консолях. Если же вы пробовали Xcom только на PC — не беда, переход на управление с геймпада будет для вас практически безболезненным.

Но не всегда всё бывает прекрасно, и пора перейти к самой неоднозначной части порта — технической составляющей. Порты для консоли Nintendo частенько урезают до состояния, в котором играть в них становится физически невозможно — такое мы могли видеть на примере серий Disaster Report и Remothered. Насколько всё плохо с Xcom 2?

Удивительно, но всё предельно хорошо. Над портом на Switch проведена предельно кропотливая работа, которая, в конце концов, оказалась действительно полезной. Графика пострадала минимально — модельки и текстуры выглядят все ещё неплохо, хоть иногда и проскакивает мыло, детализация все ещё на уровне — но урезаны практически все эффекты. Зато неплохо досталось базе игрока и «фотостудии» — там смотреть на корабль местами становится крайне больно.

При общем разборе разрешение урезается примерно в четверть, что выливается в крайнее мыло и бьет по глазам. Является ли эта проблема критичной для проекта? Нисколько — на базе вы проводите минимум своего времени, а основная часть игры уделена именно тактическим боям в миссиях. Звук остался совершенно без изменений — все звучит ровно так же, как на старых консолях.

К огромному сожалению, такой уровень оптимизации и наличие двух игр в комплекте вылилось в огромный размер — игра занимает 25 ГБ, что составляет почти полную память консоли без карты памяти и не оставляет места другим играм.

Солдаты даже вблизи выглядят на удивление неплохо.

Что же в итоге? В итоге — это буквально потрясающий порт, выполненный на уровне. Оптимизация не подкачала и за пару десятков часов игры просадки практически не встречались. Графика остается на приемлемом уровне даже в портативном режиме, и не мозолит глаза — особенно во время напряженной игры. Управление отлично перенесено с более «старших» систем и не мешает процессу. 

Xcom — идеальный порт для множества вещей — для знакомства с серией и жанром, для игры в дороге, для повторного прохождения любимой игры. Практически обязательно к покупке, если все остальные «мастхев» игры на консоли уже пройдены несколько раз.