Старый конь борозды не испортит, или немного об истории и сюжете

Библиотека игр в жанре JRPG для Nintendo Switch, наконец, пополнилась очередной игрой из серии The Legend of Heroes – Trails of Cold Steel III. Фанатам серии объяснять ничего не нужно, а вот случайно (или намеренно) заглянувшим в жанр любителям поиграть потребуется небольшой экскурс в историю игрового мира.

Серия The Legend of Heroes берет свое начало в далеком 1989 году и является ответвлением от серии игр Dragon Slayer, впервые увидевшей свет в 1984. Однако углубляться в дебри настолько далеко не стоит (если нет соответствующего желания), потому что история мира, в котором происходят основные события игры, самостоятельна и проходит, можно сказать, параллельно в Trails in the Sky и в Trails of Cold Steel, только в разных государствах одного мира, что позволяет нам взглянуть на историю игрового мира с обеих сторон.

Сам игровой мир вымышленного континента Земурия обладает полноценной историей, развитой культурой и взаимоотношением между государствами. На континенте есть несколько государств, основными из которых являются Королевство Либерл (тут развиваются события Trails in the Sky), Империя Эребония (тут нам и предстоит играть), город-государство с очень развитой торговлей и экономикой Кросбелл и еще несколько государств. Человечество развивалось постепенно до тех пор, пока не была открыта технология орбмента, позволившая совершить технический скачок. Это видно по игровому миру, тут соседствуют современные технологии типа высокоскоростных поездов и смартфонов и фермеров с плугом и лошадью, а боевые роботы исполнены в виде того, к чему все привыкли – средневековых (а на тот момент современных) рыцарей. Однако скачок оказался настолько быстрым, что текущие политические и экономические формации не были к этому готовы, что начало приводить к войнам как между государствами, так и внутри них. Так развитие серии Trails of Cold Steel крутится вокруг назревающей и свершившейся гражданской войны между знатью и реформаторами.

Карта континента Земурия

Главный герой серии – молодой человек по имени Рин Шварцер попадает в экспериментальный класс VII академии Торс в первой части, сражается с ними плечом к плечу во второй и, наконец, появляется в третьей в качестве инструктора новообразованного филиала академии Торс и получает в распоряжение заново сформированный Класс VII, что уже кажется не случайным, однако вскоре мы выясняем, что филиал образован не просто так и здесь собраны все неугодные империи персонажи, но зачем? Это нам предстоит выяснить по ходу игры.

Гражданская война и прочие междоусобицы давно отгремели и бывшим врагам приходится работать вместе. И тут мы видим один из главных плюсов игры и мира в целом – взаимоотношение между персонажами. На первый взгляд нам в лицо бросают салат из клишированных новых и старых героев под героическую рок-музыку (все как в лучших аниме), но при более детальном рассмотрении становится ясно, что персонажи очень глубоко проработаны и обладают без преувеличения набором индивидуальных качеств, которые раскрываются по ходу игры.

А вот и главные действующие лица!

Здесь же и первый минус игры – вводят нас в курс дела СЛИШКОМ плавно. Можно потратить многие часы игрового времени на просмотр внутриигровых роликов. Это безусловно очень интересно и при желании получше познакомиться с персонажами, а не пробежать игру для галочки, важно смотреть на события внимательно, однако из-за перенасыщенности роликами между миссиями я не выдержал и дропнул Valkyria Chronicles.

Важно упомянуть то, что для полного погружения в мир стоит пройти предыдущие части или как минимум ознакомиться с обзорами на них, однако если такого желания нет, то вы ничего не упустите, так как встречи со старыми персонажами и отсылки к предыдущим сериям являются ностальгически приятными для бывалых игроков, но никак не влияют на восприятие сюжета этой части и вы лишь рискуете не понять некоторые сцены. К тому же в библиотеке филиала академии есть вся необходимая информация для того, чтобы войти в курс дела. Однако тут же мы сталкиваемся с минусом номер два – отсутствие локализации. Так что вам понадобится как минимум базовый английский.

Тайм-менеджмент, который мы заслужили

Самое время перейти к игровому процессу. Условно он тут делится на две части:

-Повседневные активности;

-Сражения!

И в Trails of Cold Steel стоит играть далеко не только ради сражений. Повседневные активности наполнены разнообразными квестами, общением, помощью студентам и местным жителям, и мини-играми, и разными прочими сторонними делами, например, сбором историй от местных жителей для своего старого товарища и его радио передачи, причем каждый из типов активности влечет за собой определенные последствия.

По ходу игры придется путешествовать и попадать в разные уголки Империи и бывать в больших и красивых городах, разделенных на несколько районов и обладающих красивой архитектурой со своим набором магазинов и интересных мест. Круто, что переход между локациями происходит практически без загрузки и присутствует система быстрых перемещений.

Обходя территорию можно найти тех, кто нуждается в помощи, и улучшить с ними отношения.

Проходя задания от жителей, вы повышаете свой преподавательский ранг, следовательно, и общественный статус филиала академии Торс, что позволит ее прокачивать. А помогая студентам или преподавателям в свободное время, вы улучшаете отношения с ними, что также влияет на боевые связи, но об этом позже. Стоит учесть, что прокачать отношения со всеми не удастся, так как вы ограничены по очкам взаимодействия (одно очко = одно взаимодействие) и не все персонажи доступны, так что придется выбирать.

Неплохой выдался денек, инструктор Шварцер!

То есть при подробном прохождении будьте готовы потратить выше ста часов своей жизни, но они того стоят.

Мини-игры – как отдельный вид искусства

Мини-игр тут две:

Рыбалка. Она напомнила мне ту же мини-игру в Yo-Kai Watch. Сначала нужно попасть в кружок и зацепить рыбу, а потом управляя натяжением лески при помощи удерживания или отпускания кнопки А подтягивать рыбу к себе. В разных уголках Империи можно поймать разную рыбу, а прогресс будет отображаться в журнале.

Отличный улов, Тилли!

Карточная игра. Это дело я люблю! Побеждая разных игроков, вы получаете от них карточки в качестве награды, которые так же можно будет использовать в своей колоде. Игра похожа на любую другую карточную коллекционную игру, но менее интересной она от этого не становится. А играя со своими студентами, вы можете еще и улучшить отношения. Двойной бонус!

Бейся и не бойся!

Игра обладает рейтингом 12+ и бои тут не выглядят жестокими. Если у персонажа кончится полоска HP, он просто упадет на колени, потеряв сознание, и не будет доступен в этом бою, но его можно будет восстановить после боя.

Боевая система пошаговая. Она одновременно и сложная, и простая. Сейчас все объясню.

В первом же бою перед прологом на нас вываливают схему управления, которая выглядит устрашающе, но не все так ужасно. В бою на экране постоянно присутствует меню возможных действий и боевых настроек, а комбинации кнопок, позволяющих делать дополнительные действия указаны в нижней части экрана, так что адаптация в бою проходит очень быстро, но сами бои сложные и отличаются тактической проработкой.

Враги, попадающиеся нам на пути при исследовании локаций, могут быть простыми и сложными, но не стоит недооценивать «мобов» и нестись лоб в лоб, так как врагов на локации много, лечиться порой бывает нечем и негде, а получать необязательный урон перед встречей с боссом – плохое решение.

Увидев врага, вы можете подбежать к нему сзади или сбоку и нанести упреждающий удар, который даст преимущество в бою. При этом бой начнется именно в той точке локации, где вы встретились с врагом, будь то край берега, мост, равнина или стена.

У каждого врага в игре есть слабые места и зная их можно быстрее выбить врага из равновесия (кроме полосы HP имеется полоса защиты, при опустошении которой враг на некоторое время теряет сознание и становится уязвимее), а также быстрее накопить боевые очки.

За промахом следует контратака!

Как я уже говорил ранее, открытие орбмента дало нам не только мирные изобретения, но и боевые. Одним из которых является система ARCUS (если проводить параллель, то напоминает систему Легат из Astral Chain), использующая специальные кристаллы Кварца (Quartz), которые влияют на боевые характеристики персонажа и позволяют расширить список его приемов. Кварцы делятся на Мастер Кварцы, они влияют на боевые характеристики, и обычные кристаллы, в которых скрыты боевые возможности. При помощи различных элементов, которые падают с врагов в бою и лежат на локациях в сундуках с сокровищами и уязвимых ящиках, можно открывать новые слоты для кварцей и прокачивать свои боевые кварцы, чтоб усилить эффект способностей, именуемых крафтами (Crafts).

В бою нам доступны несколько видов действий, связанных с несколькими видами боевых очков, которые можно получать, выполняя удачные действия, нанося и получая урон.

Атака – базовое действие оружием ближнего или дальнего боя, позволяет накапливать EP или CP.

Перемещение осуществляется свободно по всей доступной области и не привязано к клеткам, позволяет занять наиболее выгодную позицию.

Crafts (необходимы CP – Crafts Points) – это боевые умения, которые можно применять здесь и сейчас, если хватает необходимых очков. Очки можно получить за действия в бою, при помощи приказов и предметов, а также приняв душ или ванну в лагере. Открываются по мере повышения уровня.

S-Crafts – усиленные боевые умения, которые требуют у персонажа наличие от 100 CP (максимальное количество независимо от уровня равно 200).

S-Craft — мощный и красивый прием

Arts (необходимы EP – Energy Points) – умения, которые требуют времени для кастования, но очень эффективны против врагов с высокой физической защитой. Получать новые умения можно прокачивая свой орбмент и вставляя в него новые кварцы. Система прокачки кварцей показалась мне сложной и насыщенной, потому что уже в самом начале вам доступны пара десятков кварцей, обладающих разными способностями. Их можно крафтить и прокачивать при наличии ресурсов в ремонтном цеху или специальном магазине.

Приказы – на них не тратится действие, но тратятся особые очки BP (Bravery points, о них речь пойдет далее) и накладывает на команду особый эффект – улучшение атаки, улучшение защиты и так далее.

Особым элементом в боевой системе является система эмпатии (Combat Links) между персонажами. Эмпатию можно настроить прям по ходу боя и в зависимости от уровня эмпатии нам открываются новые способности для связки персонажей. В бою прокачиваются связи между всеми персонажами, однако связанные персонажи получают опыт эмпатии быстрее.

Каждый раз, когда проводится успешная атака по уязвимому месту противника, появляется кат-скрин с возможность выбора совместной атаки и при этом накапливается 1 очко BP (максимум их может быть 5), которые можно потратить либо на мощные совместные атаки, либо на приказы, а при проведении успешной ассист-атаки, можно продлить цепочку и нанести дополнительный урон.

Помимо боев персонажами тут имеются бои роботами. Они без изменений переехали из предыдущей части, но теперь у каждого ученика свой робот. Тут также можно тратить и накапливать различные очки и проводить различные атаки.

Визуальная и звуковая составляющая

Игра нарисована в стиле аниме, имеет плавные и приятные очертания предметов и персонажей, никакой угловатости как в портативном, так и в стационарном режиме и в целом выглядит приятно. Так как стиль рисовки довольно простой и локации состоят из отдельных зон, дальность прорисовки высока. Графика и анимации персонажей (например, доставание из ниоткуда двух огромных мечей), несмотря на весь свой шарм, выглядит немного устаревшей, но мы же не за этим сюда пришли, верно? Анимации сражения, особенно при выполнении приемов S-Crafts, выглядят весьма эффектно и при этом совершенно не добавляют игре никаких тормозов. Кушает батарейку игра быстро, но при этом Switch первой ревизии не плавится в руках и вентилятор не ревет, как турбина у Боинга, то есть производительности хватает для комфортной игры.

Музыка тут тоже приятная, простая и хорошо вписывается в общую атмосферу игры. Несмотря на простоту и зацикленность мелодий, музыка не надоедает даже после нескольких часов игры подряд. Без нее даже становится как-то скучно.

Блуждание по локациям в бою выглядит так. Можно переключаться между персонажами, это помогает преодолевать разные препятствия в испытаниях.

Подводим итог

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III – хороший представитель жанра JRPG, способный увлечь своим богатым миром и повествованием на многие десятки часов. За весь обзор я перечислил всего пару незначительных минусов, потому что найти другие мне просто не удалось. Простота повествования и наличие в игре библиотеки помогут сориентироваться новичку, а наличие старых знакомых из предыдущих частей воскресит ностальгические чувства в сердцах бывалых игроков.

Класс VII передает вам привет и желает насладиться игрой. 🙂