“Citizen Sleeper” – ролевой проект от студии Jump Over the Age, а если точнее – то от её основателя, Гарета Мартина, который в единственном числе занимает посты и дизайнера, и программиста, и музыканта. Прошлой его игрой был вышедший два года назад проект “In Other Waters”, который был так же упущен многими и так же стоящий внимания. “Citizen Sleeper” заходит на территорию, ныне занятую другим крупным проектом про диско-копа – на территорию современной метаформы текстовых квестов, и описывает сам себя как “ролевая игра на руинах межпланетного капитализма”, заранее описывая что нас ждёт. Насколько же хорошо у данной игры вышло на этом поприще и может ли она вообще тягаться с другими представителями жанра? Давайте рассмотрим поподробнее!
Citizen Sleeper прошел, как и было замечено выше, как первый снег – незамеченным многими и упущенным. А зря. Он несомненно стоит внимания – даже при наличии в игровом пространстве такого монстра, как Disco Elysium, который дает тебе примерно тот же игровой опыт, но в другой обертке. Но не будем торопить события.
Что же такое Citizen Sleeper? Он представляет из себя, как принято говорить сейчас, некую “интерактивную книгу” с второстепенным визуалом – практически всю часть геймплея занимает куча текста, описывающего окружение и происходящее, несколько выборов и минималистичный визуал, призванный дополнять написанное. Иногда это перемежается другими эвентами, в случае с данным проектом – менеджментов игровых костей, которые подкидывают раз в игровой цикл, для решения определенных задач. Всё предельно просто и понятно – большая часть игры происходит в собственном воображении.
Но когда мы начинаем описывать и смотреть на Citizen Sleeper как на книгу, всё становится слегка интереснее.
Завязка достаточно проста и нетривиальна, но при этом интересна. Мы, тобишь игровой персонаж, просыпаемся в металлической коробке на огромной космической базе – “Глазе Эрлин”, представляющей из себя ни то полноценный город, ни то небольшое сайфай-гетто, ни то огромную космическую свалку – узнать или выбрать из этих вариантов для себя нам предстоит самостоятельно. Удивлённый “мусорщик”, который нас и отрыл, тут же вводит нас в курс дела. Оказывается вы один из многих Спящих – неких жертв грядущего капитализма, которые не нашли выхода из нищеты лучше, чем продать своё тело и сознание корпорации, а впоследствии сбежали. Осложняется всё тем, что вы – именно часть сознания без воспоминаний, перенесенная в искусственное тело, своеобразного андроида, которому требуется постоянное техническое обслуживание от корпорации, иначе – пиши пропало, через пару десятков циклов вы не сможете функционировать. А ещё вы совсем ничего не помните о мире, поэтому разбираться вам придётся с нуля. Добро пожаловать в мир Citizen Sleeper, где во главе угла стоят деньги, а ваша и без того наполовину отсутствующая человечность не значит ровным счетом ничего. Впереди вам предстоят долгие одинокие дни в холодном космосе, заполненные попытками не умереть и выбиться в люди. Рассказать большее о сюжете и мире нельзя, ведь в таком случае вы упустите, считай, всю игру.
Citizen Sleeper трудно назвать игрой в прямом смысле этого слова – тут крайне мало, собственно, “геймплея”. Но с другой стороны его очень легко назвать наглядным трактатом о вреде капитализма – Гарет Мартин ясно ставит эту идею на протяжении всего процесса чтения. Можно даже сказать, что в истории нет антагониста – ведь им является именно капиталистическая система в целом. Система, в которую тебя кидают без опыта, знаний, умений и поддержки и заставляют как-то крутиться и страдать. И, что характерно – крутится получается, ведь без этого не прожить. Страдать, кстати, тоже. В дополнение ко всему этому вы получите достаточно стильный и “острый” визуал и музыку, написанную специально для данного проекта, дополняющую и без того напряженную атмосферу.
Единственное, к чему можно придраться – отсутствие русского языка, поскольку оригинальный английский тут труден и тернист, и частенько использует вышедшие из обихода книжные выражения и обороты. Но если вы знаете язык оригинала практически как родной – крайне рекомендуется к ознакомлению.