Gnosia — одна из тех игр, которые достаточно трудно описать, не показывая геймплейные отрезки или не сравнивая с чем—то ещё. С одной стороны — это классическая компанейская настольная Мафия, где вместо людей вы пытаетесь обвести вокруг пальца ИИ и разгадать его мотивы. С другой стороны — это Danganronpa, которой поменяли сеттинг и сократили геймплейный процесс до коротких сессий. Так же в интернете можно найти множество упоминаний Gnosia под заголовком «Among Us в стиле аниме», а кроме — множество шуток, построенных именно на этом сходстве. Но ни одно из этих коротких описаний явно не будет достаточно точным, чтобы рассказать о ней. Чем же Gnosia является на самом деле? Давайте узнаем!
А на самом деле Gnosia — это всё, упомянутое выше, засунутое в блендер, перемолотое до однородной массы и поданное под соусом из абсурдной стилистики. И даже немного больше.
В геймплейном плане Gnosia — это «Мафия» в космосе, где вместо самой мафии — собственно упомянутая в названии Гнозия, местный «космический вируc», заражающий людей неизвестным образом; а вместо докторов, коммисаров и «ночных бабочек» — инженеры и им подобные личности, работающие с космическим кораблем. Ролей в итоге тут, правда, немного больше, а игра за каждую из них немного глубже, но если упрощать — это будет звучать именно так. От Danganronpa в свою очередь она взяла визуальный стиль и общую атмосферу, а от «Among Us»… Ну, всё остальное, включая сеттинг. Что интересно — впервые на PS Vita она вышла ещё до повальной популярности упомянутого проекта, но после его первого релиза.
В самом начале Gnosia кидает игрока, как можно выразиться, «с места в карьер». Вам предлагают создать персонажа, включая выбор пола, имени и распределение характеристик, а потом, ничего не объясняя, пробуждают уже вашего персонажа на корабле без памяти и заставляют участвовать в голосовании, которое решит, кого заморозят, приняв за Гнозию. А сразу же после ожидаемой смерти от заморозки или от рук Гнозии — кидают на ещё один повтор этой же ситуации. А потом вообще объясняют, что персонаж попал в бесконечный «день сурка» на зараженном корабле, конечно же не объясняя, почему, что и как. Многовато для начала, верно? Обычно — да, но Gnosia это не тот случай. Чувствуется это резковато, но со временем понимаешь — это отличный вариант, чтобы в «темпе вальса» показать, как работает основа игры. Потому что в противном случае — запутаться в обилии механик и хитросплетений взаимодействий было бы очень просто.
И, как ни странно — всё это только основа. Со временем игра увеличивает количество механик, доступных для использования игроку, добавляет новых персонажей, раскрывает историю да и в целом становится более комплексной — поэтому даже при всей простоте основного геймплея она не надоедает, пока не выдаст тебе все свои возможности — а потом даже оставит время на их изучение. Игру можно назвать полностью освоенной только через 15-20 часов игры. По крайней мере, при прохождении в моем темпе. И ещё удивительнее это если брать в расчет то, что игра рассчитана на короткие игровые сессии по 15-20 минут максимум, что идеально подходит для формата игры в пути, что вполне себе объясняет отсутствие релиза на PC и стационарные консоли, а выпуск проекта только для устройств, используемых как портативные — Nintendo Switch и PS Vita.
Каждая из этих коротких сессий проходит по одному и тому же сценарию — вы получаете случайную роль (или после определенного момента в игре выбираете её сами), во время первого голосования пытаетесь понять, кто есть Гнозия (или, будучи Гнозией — пытаетесь запутать всех остальных), общаетесь с членами команды (или попадаете на случайное событие, рассказывающее вам немного больше о каждом из них) и так по кругу. В перерывах — повышаете характеристики, которые позволяют вам оказывать больше влияния на ход обсуждения и использовать новые «трюки», к примеру кооперацию с другими персонажами или убеждение всех остальных в том, что кто—то является (или не является) человеком, а кроме этого пытаетесь понять, что же за чертовщина всё таки происходит с вашим главным героем и почему ему раз за разом приходится проходить через это. В целом — всё. Это то, что может предложить вам игра. Но она так мастерски делает это, что просто не замечаешь, как провел в ней достаточное количество времени.
Вердикт по Gnosia вынести достаточно сложно. Она не предлагает что—то сильно увлекательное — всего лишь мафию в оболочке графической новеллы с интересными персонажами и длительным сюжетом, но не успеваешь опомниться — и уже наиграл пару десятков часов и мастерски вращаешь ситуацией в свою пользу. А кроме того — проникся персонажами и атмосферой, пытаясь узнать о них побольше. Если вы используете свою Nintendo Switch преимущественно в дороге — Gnosia обязательна для ознакомления. Если вы фанат необычных концепций, — Gnosia обязательна для ознакомления. Если вы хоть когда—то проводили бессонные ночи в Danganronpa, — Gnosia обязательна для ознакомления.
Во всех остальных случаях? Если у вас есть лишние пару тысяч, которые вы хотите потратить на видеоигры, — Gnosia крайне рекомендуется к ознакомлению.